Основная программа

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

Концепция обучения нашего детского сада важное значение уделяет экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. И это не случайно...

В 1837 году педагог и философ из Германии Фребель Фридрих открыл воспитательное образовательное учреждение для малышей, где они могли петь, играть, получать важнейшие для жизни навыки. Оно получило название – Kindergarten, что означало «детский сад». Посредством данного понятия Фребель старался провести аналогию между этими учреждениями и привычным садами. По его мнению, о малышах обязаны были заботиться так, словно ухаживают за растениями. В  название «детский сад» Фребель  вкладывал двоякий смысл: настоящий сад, как место общения ребенка с Природой.

Реализация данного подхода предполагает создание пространственно-предметной среды, включающий эко-элементы и педагогические технологии, которые дают возможность детям исследовать окружающее пространство и экспериментировать с различным материалами и веществами.

Познавательная деятельность в нашем детском саду включает использование различных информационно-образовательных ресурсов, которые относятся к теме электронного обучения. Данные современные технологии создают новое информационное пространство для обучения и обучают детей использовать цифровые инструменты в разнообразных видах деятельности.

Экологическое воспитание является одним из актуальных направлений в современных образовательных практиках, позволяющих создать необходимый баланс между нарастающей технологизацией современного общества и окружающей природной средой. 

Основная программа структурного подразделения «Детский сад «Лигрёнок»  является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.

Основная программа включает 5 основных областей развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Особый акцент в организации детской деятельности ставится на условия развивающей среды для развития детей.

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» (под редакцией Федосовой И.Е.).

 

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Вариативная часть программы определяется приоритетной деятельностью по естественнонаучному и экологическому образованию детей дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие». 

Содержание Программы реализуется в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей, 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей. Данные модели используются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.  

Основные принципы дошкольного образования

1.Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество  ДОО с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Вдохновение»:

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

Принцип содействия и сотрудничества

Согласно принципу содействия и со-трудничества, зафиксированному в Стандарте, образовательный процесс нельзя понимать как «улицу с односторонним движением» от взрослого к ребенку, которому взрослые передают свой опыт и свои знания. Принцип содействия направлен на преодоление парадигмы передачи знаний и опыта исключительно от взрослого к ребенку. Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, Д.Дьюи, Д.Бруннер).

Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения.

Принцип позитивной эмоциональной атмосферы и эмоционального благополучия

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности, основанной на привязанности ребенка к взрослому, предполагает особые мероприятия со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение и в ежедневной работе.

Принцип адекватности уровню развития ( работа в зоне ближайшего развития)

Отечественные и зарубежные ученые едины в том, что постановка задач, помощь и поддержка взрослого должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего развития». Это возможно только при условии, когда активность взрослого опирается на предварительные знания, понимание, желания, предпочтения и интересы ребенка и не навязывает ему стимулы, основанные на нормативных представлениях о ходе развития детей определенного возраста. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или импульс.

Принцип личного примера (обучение на модели собственного поведения)

Влияние примера взрослых велико. Дети особенно чутки к тому, как взрослые ведут себя по отношению к ним. Взрослым не удастся привить детям какие-то правила, если они сами их не соблюдают. Взрослые смогут заинтересовать детей какой-то темой или работой только в том случае, если эта тема интересует их самих.

Принцип «Право на ошибку»

В отличие от учебно-дисциплинарной модели, в которой дети должны усвоить определенные транслируемые взрослыми формы поведения, правильно запомнить и без ошибок воспроизвести даваемую взрослыми информацию, в социо-конструктивистском подходе, основанном на принципе содействия, дети получают право обходиться с опытом и информацией по-своему, могут рассматривать и усваивать ее с индивидуальных позиций, с позиций собственного опыта, что возможно только в том случае, если взрослые разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.

Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

Взрослые часто склонны противопоставлять игру как пустое времяпрепровождение «серьезным занятиям», когда ребенок учится чему-то конкретному и «нужному» для дальнейшего обучения в школе или для взрослой жизни. Такая точка зрения, к сожалению, широко распространена среди родителей и воспитателей. Однако противопоставление игры и учения для ребенка раннего и дошкольного возраста не имеет смысла. Отечественные и зарубежные ученые едины в том, что для детей раннего и дошкольного возраста игра является специфической формой обучения, то есть освоения мира и развития, значение которой невозможно переоценить.

Принцип поддержки исследовательской активности ребенка

«Каждый ребенок приносит с собой в мир божественное любопытство, которое часто погибает, не успев раскрыться…»

Альберт Эйнштейн

Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если дети здоровы и хорошо себя чувствуют, они начинают активно интересоваться и исследовать свое окружение практически сразу после рождения. То, что нам, взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать и вызвать у него удивление. Исследовательская активность является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения.

Принцип поддержки двигательной активности

Движение имеет особое значение в развитии детей. Даже самый маленький ребенок выражает свои потребности и ощущения через движения: он двигает руками и ногами, если слышит знакомый голос, и показывает, что ему нехорошо, отворачиваясь и напрягая свое тело. Подвижность тела дает детям возможность воспринимать мир с различных перспектив: в лежачем положении, на руках взрослого и позднее – ползая, бегая, карабкаясь на горку или лазая по деревьям. Маленькие дети, следуя своей потребности в двигательной активности, с любопытством исследуют вещи и людей, приобретают, таким образом, двигательные навыки и развивают свою наблюдательность и способность к реакции. Только получая разнообразный опыт движения в течение длительного времени, дети учатся ощущать свое тело в пространстве. Балансируя, лазая, бегая или раскачиваясь, они тренируют свое чувство равновесия и совершенствуют координацию своих мышц. Они начинают лучше чувствовать свое тело и учатся оценивать свои силы, умения и возможности.

Принцип интеграции различных видов детской активности в педагогической работе

Перечисленные выше принципы и подходы, характеристики качества взаимодействия «ребенок-взрослый», виды деятельности требуют их интеграции в едином образовательном процессе. При планировании работы образовательной организации и отведение времени на специфические виды детской деятельности, как-то игру, исследовательскую, поисковую и двигательную активность должно уделяться не менее 50% от общего времени пребывания ребенка в ДОО. Остальное время может быть посвящено различным общим и индивидуальным «занятиям», в частности по той или иной парциальной программе.

Приоритетные направления развития образовательного процесса:

В своем выборе приоритетных направлений деятельности ДОО опирается на потребности и проблемы современных условий информационного века: ранее овладение детьми возможностями современных информационных устройств, недостаточная физическая активность, экологическая депривация, насыщенное информационное пространство, где ребенок, зачастую предоставлен самому себе. Поддержка современного ребенка в социальной адаптации к условиям и возможностям техногенной среды современного мира – одна из главных задач современного ДОО.

Таким образом, ДОО определяет следующие приоритетные направления:

  • познавательно-речевое,
  • физкультурно-оздоровительное.

Реализация познавательно-речевого направления предполагает использование воспитателями и специалистами в организации образовательной деятельности с детьми ИКТ средств: интерактивной доски, планшетов Ipad, разработанных воспитателями и специалистами электронных образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные  устройства. В ДОО используются ЭОР нового поколения, которые «позволяют не только самостоятельно  изучать описание объектов, процессов, явлений, но и  работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания из жизни». Проектирование реализации образовательной программы воспитателем предполагает включение ЭОР, представляющих собой разнообразные дидактические материалы, использование цифровых приложений для продуктивной и проектной деятельности, проектирование образовательного пространства группы средствами дополненной реальности для «погружения» в центральную тему согласно календарно-тематическому планированию.

Расписание НОД для первой младшей группы