Инновационная деятельность

Инновационная деятельность

Информационные технологии уже давно стали частью повседневной жизни детей с самых малых лет. В ряду первых игрушек современного малыша прочное место занимает мобильное устройство, как правило, телефон мамы. Дальше, по мере своего роста, малыш осваивает другие электронные устройства, которые сейчас являются привычным элементом быта любой современной семьи. Так малыш адаптируется не только в реальном, физическом мире, но и знакомится с другой картиной мира – виртуальной, и здесь не каждый родитель может подсказать, чему можно научиться с помощью этого устройства. Каждый маленький ребенок – это новый экспериментатор, Открыватель своего мира, и важно с малых лет поддерживать этот интерес к освоению нового.

Именно эта идея является основой концепции реализации IT-технологий в детском саду. И кто же, как не специалист, откроет для детей возможности цифровых технологий для разных видов деятельности, где возможно создавать, а не быть простым пользователем игрового контента…

Изучая разные технологии использования IT в образовательной деятельности, мы остановились на модели мобильного обучения, так как она соответствует игровой динамике детского возраста, мобильные устройства полифункциональны, знакомы детям и просты в использовании.

Модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» является в настоящее время одной из ключевых образовательных инноваций и цель нашего инновационного проекта – адаптировать эту модель к условиям детского сада и дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Мобильное обучение -  mobile learning (m-learning)  – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное месторасположением или изменением месторасположения учащегося (Согласно определениям понятий в ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»).

Немного истории…

 «В ноябре 1968 года двадцативосьмилетний американский инженер и ученый Алан Кей, работавший в то время в лаборатории Xerox, написал статью «Персональный компьютер для детей всех возрастов». Эту статью Кей проиллюстрировал рисунком: 

Как видно на рисунке, дети (Кей назвал их Джимми и Бет) сидят на лужайке перед школой и держат в руках устройства, которые мы сегодня назвали бы планшетными нетбуками (сам Кей использовал специально придуманный им термин — «дайнабук»). Дети играют со своими дайнабуками, используют их для создания собственных игр и для общения, подключаются с их помощью к информационным ресурсам и сами управляют своим обучением.

Почти за двадцать пять лет до того, как учителя и школьные администраторы начали осваивать настольные компьютеры и пытаться обучать их использованию школьников, Кей описал весьма отдаленную по тем временам перспективу. Он представил ультрапортативный компьютер, который дети смогут использовать не только в школе, но и за ее пределами, и который будет пригоден для того, чтобы читать с его помощью книги, создавать компьютерные программы, играть, следить за новостями. В течение почти сорока лет идея Кея оставалась «концептом» — идеалом, направлением движения для многих педагогов и исследователей. Уже в то время Кей предупреждал, что детские мобильные компьютеры предназначены не для того, чтобы намертво прикрепить их к парте, а для того, чтобы предоставить учащемуся инструмент, который он сможет использовать и в школе, и дома, и во дворе, и в походе. Таким образом, образовательная модель «1 ученик : 1 компьютер» была придумана до появления ноутбуков, бизнес-моделей, и даже раньше персональных компьютеров — настольных ПК. Для того времени это была утопия. С точки зрения нашего времени это был форсайт — прогноз, которому суждено было осуществиться. Объяснение этому можно найти лишь одно. Алан Кей не изобретал очередного «технического средства обучения» для современной ему учебной системы. Он думал о чем-то большем. И то, что было у него перед глазами, скорее, было для него отправной точкой, но никак не конечным пунктом его путешествия» (Б. Б. Ярмахов «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012 год).

Первый этап освоения мобильного устройства – игровое взаимодействие, а дальше разнообразная деятельность, которую педагог предлагает не только в условиях образовательной деятельности, но и в свободной игре. Используя мобильные устройства в деятельности, мы создаем у детей не только предпосылки элементарной цифровой компетентности, но и определяем в сознании малыша его основную функцию – гаджет, как инструмент создания чего-то нового, как инструмент познания, как средство общения.

Такова установка экологичного, по отношению к человеку и Окружающему миру, подхода философии цифрового мира.

Перечислим IT-технологии, которые были реализованы в условиях детского сада «Лигрёнок» и центра развития детей «Мир Лигров»:

  • в условиях детского сада для образовательной деятельности используются элементы «электронного обучения»:

- электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами организации в программе elite Panaboard book (интерактивная доска Panasonic);

- технологии мобильного обучения (m-Learning) на планшетах  Ipad для организации дидактической игры и продуктивной деятельности дошкольников;

  • в условиях  детского центра развития «Мир Лигров» используется технология мобильного обучения (m-Learning) для организации проектной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста,

- компьютерные программные продукты для детей дошкольного и школьного возраста для проектной деятельности;

  • для организации учебного курса «Использование планшетных технологий в образовательном процессе»  студентов филиала РГППУ г. Нижний Тагил в рамках договора сетевого взаимодействия с 25.02.2016 года запущен пилотный проект по апробации технологии «смешанного обучения» - blended learning на портале http://moodle.ligrenok.ru.

Основной инновационный проект организации –

«мобильное обучение 1:1 в условиях ДОО и дополнительного образования».

Цель проекта: создание современных условий организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста средствами  информационно-коммуникационных технологий.

Этапы реализации инновационного проекта.

1. Подготовительный.

Цель этапа – создание материально-технических условий для реализации проекта.

На данном этапе изучались возможности электронных образовательных ресурсов, разработанных в программе elite Panaboard book (интерактивная доска Panasonic) для развивающей деятельности детей дошкольного возраста.

В 2013 году Молодняковой А.В. был представлен проект «интерактивной образовательной среды Эврика», основанный на возможностях программы elite Panaboard book на  участие в конкурсе инноваций Сколково по техническим решениям в области образования.

Данный проект стал участником конкурса и  основой бизнес-проекта, разработанного  на конкурс социальных предпринимателей Фонда «Наше будущее». Сотрудниками НТИ (ф) УрФУ были определены технические решения электронной среды с   оборудованием от компаний Apple и Panasonic. 

Программистом Виктором Андреевичем Жмуденко был запущен портал "Ligrenok.ru", где были реализованы функции сайта и видеотрансляции: 

  • настроен сервер на ОС UbuntuServer;
  • установлены и настроены 2 IP-камеры видеонаблюдения;
  • на базе сервиса NGINX был создан новый компонент, позволяющий получать RTSP поток с IP-камер, преобразовывать его в RTMP; 
  • разработан онлайн - сервис для родителей детского сада - "личный кабинет родителя", с функциональными возможностями просмотра видеотрансляции учебной деятельности детей, системой обратной связи с сотрудниками детского сада, портфолио ребенка и актуальной информацией по деятельности детской группы.

2.Основной.

Цель этапа – создание кадровых и организационно-методических условий для реализации проекта.

1. Повышение квалификации педагогических специалистов детского сада Лигрёнок и центра развития детей тренерами Apple Professional Development.

- первый семинар-практикум был проведен тренерами Apple Professional Development на базе НТИ (ф) УрФУ  «Организация современного образовательного процесса с использованием планшетов» (13.09.2014);

 

- тренинг по программе "Организация современного образовательного процесса с использованием мобильного планшета Ipad" был проведен тренерами программы повышения квалификации преподавателей Apple Professional Development (APD) Ольгой Асаяновой и Ольгой Рясная-Бредихиной для специалистов детского сада Лигрёнок и при участии студентов филиала российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил (20.11.2015);

2.  Создание организационно-методических условий.

 2.1. Открытие центра развития детей «Мир Лигров», где был созданы условия цифрового класса Apple для апробации модели мобильного обучения 1:1 с Ipad в рамках дополнительного образования детей старшего дошкольного и школьного возраста  (2.10.2015).

   2.2. Инициация педагогического проекта в условиях ДОО.

Задачи:

  • изучение особенностей использования  мобильного обучения, как современной педагогической технологии;
  • подборка методического материала, связанного с темой педагогического проекта;
  • проектирование основной программы дошкольного образования детского сада и рабочей программы воспитателя программными продуктами для обучения (мобильными приложениями);
  • комплектование базы информационного банка мобильных приложений и электронных ресурсов, разработанных в программах на мобильных устройствах; 
  • организация образовательной деятельности с дошкольниками с использованием мобильных устройств и ЭОР, видео и фото фиксация процесса для анализа;
  • анализ результатов и определение условий использования мобильных приложений в ДОУ.

2.3.Апробация программных продуктов в условиях дополнительного образования дошкольников и детей школьного возраста.

2.4. Апробация ресурсов сетевого взаимодействия.

3.Определение ключевых партнеров, заинтересованных в масштабировании инновации в сфере образования.

Для создания качественных условий внедрения инновационного проекта был заключен сетевой договор с филиалом российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. По инициативе нашей организации и заинтересованности со стороны университета впервые в программу учебной дисциплины «Теории и технологии математического развития дошкольников» включен раздел «Использование планшетных технологий в образовательном процессе».  Эта программа составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины «Использование планшетных технологий в образовательном процессе» Московского педагогического государственного университета (МГПУ) и адаптирована для студентов факультета психолого-педагогического образования. Практика студентов проходит в условиях структурного подразделения «Детский сад «Лигрёнок» - центр развития «Мир Лигров».

4.Трансляция опыта использования ИКТ-технологий на образовательных мероприятиях разного уровня.

Электронные образовательные ресурсы, разработанные для интерактивной доски Panasonic:

  • 2 место за методические разработки Центра на областном этапе Фестиваля педагогических идей компании Panasonic,

  • участие на всероссийском этапе Фестиваля педагогических идей компании Panasonic в Москве, где были представлены методические разработки Центра с использованием технических решений компании Panasonic (2012),  

  • По приглашению Министерства образования Свердловской области наша организация представляла раздел "Дошкольное образование" на МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ РОССИИ «ИННОПРОМ» в 2013г.

  • проведение мастер-класса по теме "Логика маленького эксперимента с Panaboard" в рамках 7 Международной научно-практической конференции "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" 16-17 мая 2013 года, организованной ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования" ;
  • проведение мастер-класса для международного Фестиваля педагогических идей Panasonic на Московском Международном салоне образования 7-9 октября 2014г, по теме: «Электронные образовательные ресурсы для дошкольного образования»;

Использование планшета Ipad в организации мобильных форм обучения в дошкольном образовании и дополнительном образовании:

  • первый опыт использования в обучении планшетов Ipad педагогами центра «Мир Лигров» был продемонстрирован в рамках третьей Всероссийской заочной научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ПЕРИОД ДЕТСТВА», организованной филиалом российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил (10.12.2015г);

  • 17 февраля 2016г. на базе МАДОУ «Радость» прошел практикум-семинар «ИКТ И ЦОР как необходимое условие эффективности инновационной деятельности ДОО», на котором педагоги МАДОУ «Радость» и детский сад «Лигрёнок», продемонстрировали опыт использования ИКТ-технологий и ЦОР в обучении детей дошкольного возраста;

  • С 13 по 16 апреля 2016г. в рамках международного московского салона образования (ММСО 2016) был представлен стенд «Детский сад «Лигрёнок», демонстрирующий элементы современной предметной среды ДОО, совместно с партнерами: компанией Apple, финской компанией Isku и ЗАО «Элти –Кудиц».

На стенде были организованы мастер-классы по технологии m-Learning с использованием планшета Ipad по всем видам образовательной деятельности в ДОО и проектной и исследовательской деятельности в дополнительном образовании.

В рамках Московского международного салона образования был проведен семинар для участников салона -"IT-технологии в дошкольном образовании. Проблемы,вызовы, перспективы".

  • Участие в V юбилейной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Россия, Москва, МГУ им. Ломоносова (12.05 - 14.05.2016);

Организация тематических мастер-классов по использованию планшетных технологий в дошкольном и дополнительном образовании, проведение проблемного семинара в рамках тематических сессий конференции - "IT-технологии в дошкольном образовании. Проблемы,вызовы, перспективы".

  • всероссийская студенческая научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования в период детства»  в нижнетагильском филиале РГППУ, где был представлен опыт педагогов «Детского сада «Лигрёнок», связанный с использованием IT-технологий в деятельности с дошкольниками, и первый опыт студентов по пилотному проекту учебного курса «Использование планшетных технологий в образовательном процессе», реализованном на базе структурного подразделения Детский сад «Лигрёнок» (21.05.2016).

С 2016 года Организация начинает разрабатывать собственное программное обеспечение, первая версия была реализована в виде веб-приложения под названием "LigroGame". 

С 2017 года  разрабатывались  и тестировались MVP версии "LigroGame" для 3 D моделирования на уровне дошкольного и дополнительного образования детей.

В 2020 году 17 февраля программа зарегистрирована в госреестре и вышла коммерческая версия программного обеспечения "электронная среда для 3 D моделирования LigroGame".