Новости25.07.2024г.Призёры Всероссийского конкурса научно-технического и инновационного творчества ШУСТРИК - 2024!24.07.2024г. LigroGame на Международной промышленной выставке ИННОПРОМ – 2024!24.07.2024г. «LigroGame» на ХV МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ KAZANFORUM - 2024 25.06.2024г. КОНКУРС ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ», г. СОЧИ21.02.2024г. «LigroGame» в Сириусе, г. Сочи20.12.2023г. LigroGame на IT «Форуме Будущего»01.08.2023г. ОЛИМПИАДА «LIGROGAME» НА ИННОПРОМ – 2023!19.05.2023г. «LigroGame» на SMART EXPO URAL03.04.2023г. Научно-практическая конференция «STEM-образование: от дошкольника до выпускника вуза»03.04.2023г. Победители конференции «Творчество Юных" |
Федеральный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования - 2019»VI Федеральный научно-общественный конкурс
Ответственный - М.И. Кузнецов, Академик РАЕН, директор НП «Союз развития наукоградов России», г. Москва. Кураторы: В.А. Мансуров, президент Российского общества социологов (РОС), Академик РАСН, профессор, доктор философских наук, руководитель сектора социологии профессий и профессиональных групп ФНИСЦ РАН, г. Москва; И.Э. Куликовская, профессор, доктор педагогических наук, Академик РАЕН, главный редактор журнала «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», г. Ростов-на-Дону. Сетевой проект «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста на основе игровой технологии 3 D моделирования в LigroGame» Научный руководитель Молоднякова Алёна Валерьевна, преподаватель программы повышения квалификации «Современные образовательные технологии в ДОО» НТГСПИ (ф) РГППУ, автор – разработчик проекта «LigroGame» Пояснительная записка В эпоху развития цифрового общества и цифровой экономики актуальными становятся технологии, создающие условия для технологического и естественно-математического образования детей. Данная потребность является общемировой тенденцией и реализуется в STEM-подходе к обучению (аббревиатура от Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, Mathematics — математика). Это направление обусловлено особенностями инновационной экономики, где значимость сырьевых ресурсов страны снижается в связи с новыми экономичными и экологичными решениями на основе нано и IT-технологий. В этой связи появляется потребность в специалистах высокотехнологичных и естественнонаучных специальностей, в специалистах с инновационным мышлением и потенциалом, способных решать нестандартные проблемы и предлагать современные инженерные решения на основе своих идей и гипотез. Проблема в высококвалифицированных кадрах технической направленности имеет общемировую тенденцию, которую в рамках образования реализует STEM-подход к обучению детей, начиная с дошкольного возраста. STEM-подход к обучению, технологии, реализующие STEM –подход, внедряются на государственном уровне в странах, ориентированных на выращивание собственной научно-технической элиты. Главное место в STEM отводится практике, соединяющей разрозненные естественнонаучные знания в единое целое. По словам Президента РФ В. В. Путина, «инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень». «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу, - отметил Президент РФ. - Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости». Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. В связи с этим особую актуальность имеет реализация инициированной губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым комплексной программы «Уральская инженерная школа». Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства. В тоже время образовательные учреждения испытывают трудности на этапе выбора программ и средств обучения для реализации данного направления в условиях практической деятельности с детьми. В педагогической литературе прежних лет само понятие «инженерное мышление», как правило, рассматривается только как вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции. Инженерная деятельность рассматривается в неотрывной связи с индустриальным этапом технологичного производства. На современном этапе инженерная деятельность трактуется как понятие шире: включены проектирование материалов, клеток на уровне ДНК, воспроизведение функций живых систем и т.д., что повышает ценность естественнонаучных представлений. В этих условиях ресурсные центры по ранней профориентации детей дошкольного возраста должны апробировать новые подходы и технологии для развития интереса детей к техническому творчеству и научно – исследовательской деятельности. Особенно актуальными в условиях цифровой экономики и производства становятся технологии, развивающие цифровые компетенции и навыки детей в разных формах деятельности, начиная с дошкольного возраста. Новые технологии, которые в настоящее время составляют основу современных форм производства, должны быть в доступной форме представлены детям в рамках ранней профориентации и программ дополнительного образования технической направленности. Какие же технологии и формы организации детского технического творчества актуальны в условиях нового запроса к подготовке инженерных кадров, с учетом потребностей цифровой экономики и нового технологического уклада – конвергенции технологий, который базируется на междисциплинарном синтезе естественно – научных знаний? Прежде всего, это те формы технического творчества, которые в элементарном виде соответствуют проектной деятельности современного инженера в условиях цифрового производства, а значит, применяют в рамках детского проекта цифровые технологии для создания и проектирования нового продукта. С 2018 года на базе дошкольных образовательных учреждений Свердловской области, имеющих статус муниципальных ресурсных центров по ранней профориентации и инженерному образованию детей в рамках реализации губернаторской программы «Уральская инженерная школа» апробируется дополнительная программа естественно – научной и технической направленностей «Играем и моделируем в LigroGame» (автор – разработчик Молоднякова А.В.), где используется в рамках проектной деятельности электронная среда для 3 D моделирования LigroGame ( разработчики: Молоднякова А.В, Порывкин М.В., Ковязин А.В.). Оригинальное программное обеспечение LigroGame, которое является инструментальной образовательной средой программы, является победителем и участником многих конкурсов по направлению EdTech: - финалист конкурса Hackathon2025 в разделе «образование» (2018), где были собраны лучшие инновационные IT-решения в рамках концепции города будущего в городе Екатеринбург, - финалист акселератора УрФУ (2 место, 2018) и другие образовательные конкурсы по теме цифрового образования. Основная цель дополнительной программы «Играем и моделируем в LigroGame»: – дать детям элементарные представления о современных инженерных технологиях проектирования и реализации проекта на основе 3 D печати или технологий виртуальной реальности в соответствии с жизненным циклом проекта по стандартам CDIO. CDIO – это всемирная инициатива к стандартам инженерного образования (от англ. – придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй), «комплексный подход к подготовке инженерных кадров, определяющий стандарты в достижении инженерных компетенций, разработке образовательных программ, их материально-технического и методического обеспечения, подборе и обучении преподавателей. [1]. Стандарт 1. CDIO как общий контекст развития инженерного образования. Принятие принципа, согласно которому развитие и реализация жизненного цикла продуктов, процессов и систем происходит в рамках модели «придумывай-проектируй-реализуй-управляй», которая и является общим контекстом инженерного образования. Как реализован данный стандарт в рамках проектной деятельности детей? Проектирование темы проекта состоит из следующих этапов (фаз): - инициация проблемы педагогом или замысел идеи, начальная фаза проектирования с помощью инструмента – схемы модели (этап «Придумывай»), - создание модели в электронной среде LigroGame (этап «Моделируй»), - реализация модели с использованием технологий 3 D печати или виртуальных технологий (этап «Создавай»), - интеграция продукта детской деятельности в развивающую среду детской группы (этап «Играй»). То есть, в условиях раннего инженерного образования данная модель имеет алгоритм «придумывай – моделируй – создавай – играй», где так называемый этап «эксплуатации изделия» будет на уровне дошкольника реализован в виде включения детского изделия в игровую среду ребенка. Программа включает три образовательных модуля, первый из которых - «Друзья Лигрёнка. Признаки и их значения», направлен на формирование элементарных естественно – математических представлений, системы эталонов признаков предметов живой и неживой природы (базовая модель ОТСМ – ТРИЗ), навыков поисково – исследовательской деятельности по изучению предметного мира. Данные представления закладывают у детей основы для деятельности по проектированию предметов или объектов в электронной трехмерной среде LigroGame. Эта деятельность называется «моделированием» и предполагает создание модели объекта на его основных информационных признаках. Технология моделирования имеет самодостаточный образовательный ресурс для развития у старших дошкольников абстрактных форм мышления, но в дополнительной программе «Играем и моделируем в LigroGame» данная технология используется в рамках проектной деятельности, которая реализует концепцию подхода к инженерному образованию CDIO. Первые навыки проектной деятельности с использованием алгоритма жизненного цикла продукта CDIO дети осваивают во втором модуле «Мои первые проекты в формах» и закрепляют в техническом творчестве в заключительном модуле программы «Проектируем и создаем свой мир!». Детские познавательно – исследовательские проекты, разработанные педагогами ресурсных центров по ранней профориентации и инженерному образованию в рамках образовательной деятельности по дополнительной программе «Играем и моделируем в LigroGame». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25» Асбестовского городского округа, г. Асбест Познавательно – исследовательский проект «Гидрополис «LigroGame» - подводный город будущего» Разработчики проекта: Лагунова Наталья Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория, Маратканова Диана Александровна, педагог дополнительного образования, Толстых Наталья Александровна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория Цели, задачи, ожидаемый результат Основная цель проекта: ознакомление детей с темой освоения человеком подводного мира, инженерными решениями по данной теме и создании на основе новых представлений технической системы – подводного города средствами компьютерного 3 D моделирования в LigroGame. Реализация данного проекта поможет сформировать у дошкольников интерес к профессии инженера, знаний о разнообразных живых объектах мирового океана. Ожидаемые результаты у детей:
Виртуальный интерактивный проект «Гидрополис «LigroGame» - Город Будущего!» Городская сетевая инновационная площадка по теме «Развитие инженерного мышления дошкольников посредством использования технологии игрового компьютерного моделирования на веб-платформе LigroGame» филиал МБДОУ детского сада комбинированного вида «Надежда» - детский сад комбинированного вида №576, г. Екатеринбург Познавательно-исследовательский проект «Тайны морских глубин» Разработчики проекта: Перовская С.А., педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория; Саламатова Д.С., воспитатель Цели, задачи, ожидаемые результаты:
Ожидаемый результат:
Практическая значимость: для детей: заключается в применении полученных знаний на занятиях окружающего мира, появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний по теме проекта, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками. Созданные модели активно применяют в игре. для педагогов: данные модели могут помочь педагогам при проведении занятий в качестве дидактического и наглядного материала для родителей: родители приняли активное участие в проекте, смогли реализовать свои творческие способности (улучшение РППС), совершили совместные экскурсии с детьми в океанариум. Познавательно-исследовательский проект «Беспилотный транспорт – автомобиль будущего!» ссылка на видео проекта Разработчик проекта: Протасов М.О., педагог дополнительного образования. Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в условиях дорожного движения, элементарных представлений о видах наземного транспорта и перспективах его развития как объектов технического творчества. Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к техническому творчеству на примере создания технического объекта «автомобиль» средствами технологии игрового 3 D моделирования в LigroGame, развитие элементарных представлений о видах наземного транспорта , его использовании в условиях городской жизни человека и перспективах развития. Продукт проекта: 3 D модель технического объекта «автомобиль» с техническим устройством, реализующим функции «беспилотного» управления.
Муниципальный ресурсный центр Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» (г. Сухой Лог), по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Познавательно – исследовательский проект «Лаборатория звука» Разработчики проекта: Унесихина Юлия Геннадьевна Педагог дополнительного образования Соломенник Ирина Викторовна Учитель – логопед Проблема: у современных детей наблюдается недоразвитие слухового восприятия, наблюдательности, памяти и ассоциативного мышления - важнейших процессов для развития у ребёнка воображения и изобретательских способностей Актуальность: доказано, что развитие слухового внимания и восприятия у детей в дошкольном возрасте влияет на развитие познавательных функций. Это происходит в процессе концентрация сознания на слуховом раздражителе, который способствует в свою очередь обогащению сферы эмоционально-чувственного опыта детей, улучшению развития психических процессов, произвольности. В рамках инновационной деятельности учреждения по апробации технологии игрового компьютерного 3 D моделирования в LigroGame данная образовательная задача была решена разработкой и созданием 3 D моделей объектов, которые издают различные шумовые эффекты. Проект «Лаборатория звука» реализован на элементарных практиках инженерных задач с использованием ТРИЗ – технологий, где разработанные 3 D объекты создают новый технический результат – варианты шумовых эффектов разной тональности. Содержание проекта направляет на развитие сюжетной игровой деятельности, с включением продуктов цифрового моделирования в разнообразные детские практики. Цель проектной деятельности: разработать модели предметов, которые издают звук различными способами, с использованием приемов фантазирования и игровой технологии 3 D моделирования в LigroGame. Познавательно – исследовательский проект «Природная лаборатория цвета» Разработчик проекта: Акулова Елена Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории «Природная лаборатория цвета» - это долгосрочный проект, который нацелен на обобщение и закрепление знаний детей о цвете, как физическом феномене в процессе поисково – исследовательской деятельности, увлекательных опытов и экспериментов, проектной деятельности по 3 D моделированию. Цель проекта - исследование значения цвета в жизнедеятельности плодовых растений на примере созревания плодово-ягодного растения «клубника» и создание 3 D моделей процесса созревания ягод. Новизна нашего проекта заключается в использовании технологии 3 D моделирования для изучения процесса созревания ягод и формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении цвета в живой природе на примере созревания плодово-ягодного растения «клубника». Практическая целесообразность проекта состоит в возможности использования результатов проектной деятельности в качестве игрового практического пособия с 3 D моделями «Созревание ягод, значение цвета в определении зрелости ягод» воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста. Ожидаемый результат:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБОК», г. Нижняя Тура Познавательно – исследовательский проект «Насекомые - наши маленькие друзья!» Разработчики проекта, воспитатели: Чащегорова О.С. Флегонтова Э.К. Актуальность темы: проект ориентирован на изучении вопросов, связанных с разнообразными видами насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В жизни можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, жучков – мир насекомых, а также сформировать элементарное представление об инженерных решениях на основе свойств насекомых в теме «бионика». Проблема: в ходе беседы выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Бережное отношение к миру насекомых», «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?». Что бы разрешить данную проблему, было решено разработать и реализовать познавательно-исследовательский проект «Насекомые - наши маленькие друзья!», используя игровую технологию компьютерного 3 D моделирования на этапе исследования объекта живой природы, создании его компьютерной модели и реализации данного объекта на технологиях 3 D печати. Новизна: новизна познавательно-исследовательского проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий для изучения и создания объектов живой природы. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, которые соответствуют концепции STEM – подхода в раннем инженерном и технологическом образовании детей. Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни и свойствах насекомых в процессе исследовательской и познавательной деятельности, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы, овладение навыками конструктивно – моделирующей деятельности в 3 D LigroGame с использованием свойств насекомых. Ожидаемый результат: Дети: - имеют представления о мире насекомых; - проявляют интерес к некоторым видам насекомых; - умеют составлять описание насекомого по методике морфологической матрицы; - знают, какую пользу или вред могут принести насекомые; - умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним; - умеют создавать 3 D модели насекомых на элементарных приемах компьютерного моделирования; - имеют представление о направлении инженерной науки «бионика». Литература
|
Электронная запись |
Demo-доступ в личный кабинет родителя |
Контакты, схема проезда |
Мы в социальных сетях: Вконтакте / Facebook |